Rambler's Top100

Маргарита Павлова

Здоровая школа. Сайт Маргариты Павловой

Здоровье школьников

Здоровьесберегающие технологии

Здоровый образ жизни

Программа «ОЗОЖ»

Мониторинг здоровья

Инклюзивное образование



Домашняя физиотерапия для всех!

Домашняя физиотерапия

ПРОГРАММА «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ПРОГРАММА ДЛЯ 5 - 9 КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

5 класс
(1 час в неделю, всего - 34 ч)

«Жизнь как процесс»

Медико-гигиенический блок (8 часов)
Организм и здоровье.  Рост и развитие организма. Перестройка деятельности различных органов и систем организма в подростковом возрасте. Гигиена тела и полости рта. Гигиена рабочего места школьника. Рациональное, сбалансированное питание. Гигиена питания. Профилактика нарушений зрения. Вредные привычки: алкоголь, курение, наркомания, токсикомания и их пагубное влияние на здоровье.

Психологический блок (8 часов)
Познавательная раскрепощенность. Эмоциональные и личностно-коммуникативные барьеры, связанные с осуществлением познавательных процессов. Сплоченность группы, условия для самораскрытия каждого. Предъявление и выражение себя. Выразительные формы самопредъявления.

Интеллектуальная и поведенческая креативность. Многозначность восприятия. Умение логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора, обратиться к другому с просьбой, механизмы понимания другого. Взаимодействие в группе. Внимание, образная память, лексический запас, воображение. Наблюдательность, интеллектуальная гибкость.

Адекватный словарь для анализа межличностных отношений между людьми. Множественность социальных ролей: мужчина – женщина, ребенок – подросток – взрослый, дочь – мать, сын – отец, брат – сестра.

Правовой блок (6 часов)
Ребенок, как субъект права. Права и обязанности детей. Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации.

Реализация прав в повседневной жизни. Социальные службы для детей. Социальная инфраструктура для детей. Государственная политика в интересах детей. Общественные организации в интересах детей.

Семьеведческий блок (6 часов)
Семья и задачи семьи. Семья как малая социальная группа, выполняющая определенные функции. Семья, как ячейка общества. Влияние общественного строя на проявление семейных отношений. Черты современной семьи: биархатный характер; двупоколенность; усиление нравственно-эстетических и психологических сфер семейной жизни; демократизация отношений между супругами, повышение уровня притязаний к семье и брачному партнеру; свобода и самостоятельность в выборе брачного партнера; создание и развитие семьи. Семья как любовный, духовный, родительский и хозяйственно-бытовой союз.

Функции семьи. Психологическая функция как реализация в семье потребностей в нежности, понимании, заботе, моральной поддержке. Воспитательная функция: дети как фактор, укрепляющий семью. Значение семейного воспитания. Неоднозначная роль матери и отца в воспитании ребенка. Хозяйственная функция. Быт, как важнейшая сфера семейного уклада, в которой формируется и воспитывается человек. Распределение домашних обязанностей в семье. Проблемы ведения домашнего хозяйства и их влияние на социально-психологический климат семьи.

Этический блок (6 часов)
Непрерывность и цикличность жизни. Космос. Вселенная. Земля. Жизнь. Происхождение жизни на Земле. Разнообразие видов живых существ. Человек, как вершина эволюции живой природы. Цикличность жизни человека. Прошлое, настоящее и будущее. Поколение. Преемственность поколений. Смена поколений. Младенец, ребёнок, взрослый, зрелый человек.

6 класс
(1час в неделю, всего-34 часа)

«Жизненный путь личности»

Медико-гигиенический блок (6 часов)
Таинство появления человеческой жизни. Рождения ребенка. Уход за новорожденным. Личная гигиена мальчиков и девочек. Средства личной гигиены.
Здоровье и состояние окружающей среды. Значение физического воспитания и спорта для здоровья. Профилактика нарушений осанки и искривлений позвоночника. Закаливание и его методы. Достижение эмоционального благополучия.

Психологический блок (10 часов)
Способность к самопознанию и уверенность в себе. Уверенное, неуверенное и грубое поведение. Отношение к себе, отношение к другим. Вербальное проявление уверенности, неуверенности, грубости. Наблюдательность в отношении уверенности, неуверенности, желания нагрубить у себя и у других.

Чувство собственного достоинства, ценность взаимодействия между людьми. Зависимость нашей уверенности и неуверенности от других людей. Трудности в принятии и выражении критики и похвалы.

Разнообразие в восприятии и понимании людьми одного и того же. Особенность и неповторимость каждого. Уважение к себе. Вербальные и невербальные формы выражения наличия и отсутствия собственного достоинства. Понятие об обратной связи, обида оскорбление, ирония. Трудности понимания друг друга. Уважение к чувствам другого человека.

Права человека, несправедливость. Эмоциональная поддержка, Собственное мнение, убеждение.  Умение высказать просьбу, согласие или отказ. Умение принять отказ.

Правовой блок (6 часов)
Знакомство со статьями из Уголовного кодекса Российской Федерации. Понятие принуждения, т.е. действия, к которым могут принудить человека. Способы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д. Ответственность за принуждение.

Склонение к преступлению. Отягчающие вину обстоятельства. Способы противостояния принуждению. Повышение личностной самоценности и развитие навыков уверенного поведения.

Семьеведческий блок (6 часов)
Семейные реликвии. Праздники: понятие, определение. Виды праздников. Понятие и значение семейных праздников. Семейные традиции, как передающиеся из поколения в поколение способы действия, ритуалы, уклад жизни. Понятие семейных реликвий и их воспитательное значение. Родословная. Принципы формирования родословной. Генеалогия своей семьи. Генеалогическое дерево.

Этический блок (6 часов)
Мир. Я – подросток. Я и мир. Все связано со всем. Взаимосвязь компонентов природы. Индивидуальный образ мира. Потребительский подход к окружающему миру. Экологический подход к миру. Последствия отношения к миру. Самоценность жизни. Осознанность человеческой жизни. Свободоспособность. Понятие свободы выбора. Мы выбираем свою жизнь.

7 класс
(1час в неделю, всего-34 часа)

«По законам Вселенной»

Медико-гигиенический блок (8 часов)
Здоровье - нравственная категория. Болезни, как безответственность и невежество. Воздействие стресса на организм. Создание установки на благополучие. Обзор различных систем «Здорового образа жизни». Возрастные особенности режима дня, труда и отдыха, питания подростка. Профилактика утомления у школьников. Переутомление. Гигиена сна. Гигиена одежды и обуви. Детская косметика. Уход за кожей. Гигиенические аспекты работы на компьютере.

Психологический блок (8 часов)
Способности человека. Задатки, способности, одаренность, талант, творчество. Развитие собственных способностей в рамках самовоспитания.

Способность комбинирования, Способность выделять характерное и существенное в предмете. Способность выделять индивидуальные особенности других людей и учитывать их при построении собственных действий.

Ассоциативный фундамент воображения. Способность создавать образные обобщения. Способность видеть в одном предмете признаки других. Навыки коллективного творчества.

Способность создания образов принципиально новых предметов. Способность смотреть на мир непредвзято, воспринимать предметы во всем потенциальном богатстве их признаков и функций.

Самосознание, самопринятие, конструктивное реагирование на ситуацию обиды. Преднамеренное и непреднамеренное нанесение обиды, переживание обиды, выражение обиды и досада.

Правовой блок (6 часов)
Преступления против морали. Возраст наступления уголовной ответственности (14 лет). Понятие преступления (противоправное общественно опасное деяние предусмотренное УК РФ). Преступления против семьи и несовершеннолетних. Воровство, бродяжничество, распространение наркотиков, проституция. Умение сказать «нет» в критической ситуации.

Семьеведческий блок (6 часов)
Женские и мужские особенности: мужественность и женственность. Различия мужчин и женщин: физиологические, психологические, социальные. Понятие мужественности в различные исторические эпохи. Современные отношения мужчин и женщин. Процессы феминизации мужчин и мускулизации женщин.

Знакомство. Виды и формы знакомств. Особенности современных форм знакомств. Проявление мужской и женской инициативы при знакомстве. Взаимоотношения юношей и девушек.

Этический блок (6 часов)
Нравственные законы развития общества. Нравственность. Мораль. Ценностный базис общества. Культура межличностных отношений. Этика. Этикет. Нравственные категории. Понятие чести, совести, порядочности. Понятие добра и зла. Моральные нормы и критерии поведения. Последствия наших поступков для жизни общества.

8 класс
(1 час в неделю, всего-34 часа)

«Все начинается с любви»

Медико-гигиенический блок (8 часов)
Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации. Биология пола и половое поведение. Школа и здоровье. Профилактика «школьных» болезней. Утомление и переутомление. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления. Лечение музыкой, камнем, цветом.

Психологический блок (8 часов)
Мотивы межличностных отношений, свобода выражения чувств. Способы расслабления. Умение слушать собеседника. Представление об идеалах. Проблемы в отношениях с людьми. Эмоции человека. Симпатия, дружба, влюбленность, любовь.

Правовой блок (6 часов)
Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.). Способы защиты. Приемы самообороны. Службы срочной помощи: милиция, скорая помощь, служба спасения.

Болезнь, как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Инфекционные заболевания. Ответственность за заражение заболеваниями.

Семьеведческий блок (6 часов)
Понятие конфликта, особенности семейных конфликтов. Объективные и субъективные предпосылки конфликтов в семье: изменение общественных процессов и их влияние на характер семейно-брачных отношений; проблемы соотношения домашнего и общественного труда; изменение положения женщин в обществе; жилищные и материальные трудности; уровень притязаний супругов и их реализация в браке. Причины возникновения конфликтных ситуаций: недостаток культуры общения, эмоциональная отчужденность, интимная дисгармония, вредные привычки, различие установок супругов на разделение домашних обязанностей; бытовые неурядицы; различие взглядов и убеждений супругов; борьба за лидерство.

Пути разрешения конфликтов: взаимопонимание; компромисс; сопереживание; обоюдная забота; единство целей и средств в воспитании детей; эмоциональное переключение, тактичность,  принципиальность, уступчивость.

Помощь семье: факультеты семейно-бытовой культуры, консультации «Брак и семья», телефоны доверия, центры планирования семьи.

Этический блок (6 часов)
Понятие любви. Любовь, как этическое понятие. Религиозные учения о сущности любви. Христианство, как основа русской культуры. Христианское понимание любви.

9 класс
(1 час в неделю, всего-34 часа)

«И каждый миг - неповторим!»

Медико-гигиенический блок (9 часов)
Анатомия и физиология пола. Заболевания иммунной системы. СПИД. Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний. Венерические заболевания, их симптомы, особенности заражения, лечение и профилактика. Аборт и контрацепция. Интимность, как нравственное понятие. Режим дня и его особенности во время экзаменов. Физическая культура – помошник здоровью. Профилактика переутомления при подготовке и сдаче экзаменов.

Психологический блок (8 часов)
Возможности и пути проявления индивидуальности. Связь биологического, психического и социального в человеке. Индивид, личность, индивидуальность. Темперамент, характер, тип высшей нервной деятельности. Акцентуации характера, темперамента. Общение и индивидуальные особенности способов общения. Дистанция в общении, мотивы общения. Осознание мотивов межличностных отношений.

Выражение чувств. Вербальные и невербальные способы выражения благодарности и их анализ. Выработка терпеливого отношения к людям. Перспективы развития.

Правовой блок (5 часов)
Права человека. Свобода и равенство в достоинстве и правах. Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. Правосубъектность. Равенство перед законом. Право на защиту моральных и материальных интересов. Права гражданина России. Нормативные документы, регламентирующие права и обязанности гражданина России.

Право на жизнь. «Международное общество защиты прав нерожденного ребенка». Уголовная ответственность за детоубийство и жестокое обращение с детьми.

Семьеведческий блок (7 часов)
Проблемы семьи и одиночества. Современное состояние российской семьи: статистика браков, разводов, рождаемости. Причины одиночества и пути решения проблем одиноких людей. Помощь в поиске спутника жизни и создании семьи; клубы общения, службы знакомств.

Личные интересы супругов и общие интересы семьи. Барьеры общения в семье. Причины трудностей в семейной жизни: совмещение супружеских обязанностей с учебой или трудовой деятельностью, отсутствие хозяйственных навыков, недостаток знаний в области педагогики, психологии, медицины. Значение этики семейного общения. Похвала, поддержка, одобрение, комплимент. Спор и ссора. Признаки ссоры. Критика. Понятие конструктивной и неконструктивной критики. Правила конструктивной критики.

Семейный бюджет. Его роль в жизни семьи. Основы ведения семейного бюджета. Режим экономии в семье. Распределение семейного бюджета. Участие всех членов семьи в составлении, ведении и контроле семейного бюджета.

Этический блок (5 часов)
Человек. Семья. Общество. Основные этапы становления современных представлений. Семья и государство. Государственная политика в области социальной защиты семьи. Современная демографическая ситуация в России. Я - семьянин. Я - гражданин. Карьера и семья.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Остроумов И.Г.

д.х.н., проректор ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Орлов М.И.

начальник отдела развития дошкольного и общего образования министерства образования Саратовской области.

Павлова М.А.

руководитель лаборатории охраны здоровья школьников ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Барыльник Ю.Б.

д.м.н., главный внештатный психиатр министерства здравоохранения, заместитель главного врача по ОМР областной психиатрической больницы.

Свинарев М.Ю.

 

главный внештатный специалист по педиатрии и детской эндокринологии  министерства здравоохранения, заместитель главного врача по лечебной работе СОДКБ.

Скуфина О.А.

заместитель главного врача по ОМР ГУЗ Центра СПИД.

Елисеев Ю.Ю.

д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены и экологии СГМУ.

Дмитриева Н.В.

 

методист по биологии кафедры естественнонаучного образования ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Михайлина М.Ю.

к.с.н., профессор, заведующая кафедрой психологии ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Текучева Е.Н.      

                                

методист по начальному образованию кафедры дошкольного и начального образования  ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Рахманова Г.Ю.

начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения УФC Роспотребнадзора.

Петрова С.В.

заместитель начальника отдела организации профилактики и реабилитационной помощи детям  министерства здравоохранения.

Клещина Ю.В.

к.м.н., доцент кафедры общей гигиены и экологии СГМУ.

 



Маргарита ПАВЛОВА:

Начальник Центра здоровьесберегающих технологий, доцент кафедры социологии и психологии ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Психолог, физиолог. Преподаватель психологии и дисциплин здоровьесберегающей направленности. Научный сотрудник. Научный обозреватель. Автор статей и обзоров, научных разработок, учебных и методических пособий. Тренер. Контент-менеджер. Психолог-консультант. Супервизор.

15-летний стаж работы, авторские семинары, семинары-тренинги, тренинги, программы курсов повышения квалификации.
* резюме
* публикации
* книги


© 2002-2018 Маргарита Павлова
Rambler's Top100