Rambler's Top100

Маргарита Павлова

Здоровая школа. Сайт Маргариты Павловой

Здоровье школьников

Здоровьесберегающие технологии

Здоровый образ жизни

Программа «ОЗОЖ»

Мониторинг здоровья

Инклюзивное образование



Домашняя физиотерапия для всех!

Домашняя физиотерапия

ПРОГРАММА «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПРОГРАММА ДЛЯ 1 – 4  КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1 класс
(1 час в неделю, всего – 34 ч)
«Желая изменить мир, начну с себя»
Этический блок (4 ч)

Мы здесь живем: окружающий мир и человек. Понятия «живая» и «неживая природа», «рукотворный мир». Жизнь на земле. Цель жизни человека. Значимость жизни человека.Культура общения с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками). Воспитанность. Вежливость. Тактичность.

Психологический блок (12 ч)
Развитие познавательной сферы. Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, произвольности, восприятия. Развитие эмоциональной сферы. Я и мои эмоции. Мои эмоции: интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд и чувство вины. Особенности использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.

Выразительность речи - сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний.) Развитие навыков общения. Секрет волшебных слов. Правила хорошего тона и поведения в общественных местах.

Правовой блок (5 ч)
Школа – дом знаний, здоровья, дружбы и добра! Понятия «школа», «учитель», «ученик», «класс», «одноклассник», «урок», «перемена», «расписание уроков», «рабочее место школьника», «режим дня». Новый социальный статус ребенка 6, 5-7 лет. Права и обязанности ученика. Правила организации учебного труда в школе и дома.

Семьеведческий блок (4 ч)
Семья. Члены моей семьи. Происхождение имен и фамилий. Мама, папа, я – спортивная семья! Мама, папа, я – дружная семья! Тепло родного дома. Семейные традиции.

Медико-гигиенический блок (9 ч)
Здоровье – дороже богатства. Что такое здоровье? Что я знаю о своем здоровье?
Мой организм – целая планета. Путешествие по этой  планете и знакомство с ее жителями, устройством и функционированием. Здоровый человек – счастливый человек! Я хозяин  своего  здоровья.  Правила безопасного поведения в повседневной жизни. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, правильное питание, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Доказательство необходимости соблюдения режима дня школьника.

Здоровье и осторожность: профилактика детского травматизма, меры предупреждения простудных заболеваний.

Родительский лекторий
Адаптация к школе. Трудности обучения первоклассников. Гармония общения – залог психического здоровья ребенка. Состояние здоровья учащихся начальных классов. Как помочь ребенку решать школьные проблемы.

2 класс
(1 час в неделю, всего – 34 ч)
«Красота спасет мир»

Этический блок (5 ч)
Природа и человек. Красота мира. Красота жизни. Красота – внешняя и внутренняя. Красота природы. Красота, созданная руками человека. Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту. Бережное отношение к окружающему миру. Вандализм. Созидание и разрушение. Я – часть природы. Взаимосвязь всего живого.

Психологический блок (10 ч)
Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувств. Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики.  Знакомство с навыками саморегуляции. Развитие навыков общения. Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Напиши мне письмо: знакомство с письменным общением. Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек. Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.

Правовой блок (6 ч)
Культура поведения. Этика. Этикет. Уважение к старшим. Забота о младших. Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье. Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы. Аккуратность и опрятность. Вредные привычки. Правила поведения в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте).

Семьеведческий блок (4 ч)
Дом, где ты живешь. Чистота – залог здоровья! Гигиена тела и жилища.  «Мужские» и «женские» обязанности.

Медико-гигиенический блок (9 ч)
Из чего мы сделаны. В здоровом теле – здоровый дух. Как легче болеть  и быстро выздоравливать? Режим дня. Закаливание. Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. Спорт – залог здоровья! Советы наоборот: «Что нужно сделать, для того, чтобы заболеть? Профилактика детского травматизма.  Первая помощь при несчастных случаях. Как мы познаем окружающий мир. Роль органов чувств  в познании окружающего мира. Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить. Как усваивается пища, т.е. придает нам силу. Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Творчество и здоровье. Значение развития творческого воображения.

3 класс
(1 час в неделю, всего – 34 ч)
«Во имя общего блага»

Этический блок (4 ч)
Человек на планете Земля. В дружбе с природой. Спор и ссора. Умение вести дискуссию. Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Проявление заботы в моем городе, в моей школе.

Психологический блок (12 ч)
Этот странный взрослый мир. Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких. Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться. Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность. Кто «Я» такой.

Правовой блок (7 ч)
Правила в жизни человека.  Проявление милосердия, терпимости. Ответственность за жестокое поведение. Правила поведения в школе и на улице. Опасные ситуации. Стихийные бедствия. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Семьеведческий блок (4 ч)
Что такое труд. Трудом славен человек! Труд в моей семье. Что я больше всего люблю делать.

Медико-гигиенический блок (7 ч)
Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие. Полезные и вредные  привычки. Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ.

4 класс
(1 час в неделю, всего – 34 ч)
«Святость жизни»

Этический блок (4 ч)
Развитие жизни на Земле. Представление о смысле жизни.  Уникальность и неповторимость всех форм жизни. Самоценность личности.

Психологический блок (12 ч)
Манипуляции в общении. Умей сказать нет.  Что такое хорошо и что такое плохо: мои поступки. Дурные привычки и мое отношение к ним. Как мы видим друг друга (формирование потребности в общение со  сверстниками). Дружба - что значит настоящий друг. Агрессия – формы проявления. Как справиться со своим гневом. Игры и упражнения на расслабление мышц, на выражение удовольствия и радости.

Правовой блок (6 ч)
Гражданин и государство. Права и обязанности граждан России.
Что значит быть и жить в настоящем времени. Совет наоборот: «Я умею обижаться». Что значит победить другого человека.

Семьеведческий блок (6 ч)
История создания праздников. Общенародные и государственные праздники.  Семейные праздники в традициях народов. Традиции в моей семье. Этика проведения праздников.

Медико-гигиенический блок (6 ч)
Окружающая среда и здоровье человека. Как оценить количество и качество своего здоровья (мониторинг  физического здоровья). Значение зрения для человека. Профилактика возникновения нарушений зрения.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Остроумов И.Г.

д.х.н., проректор ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Орлов М.И.

 

начальник отдела развития дошкольного и общего образования министерства образования Саратовской области.

Павлова М.А.

 

руководитель лаборатории охраны здоровья школьников ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Барыльник Ю.Б.

 

д.м.н., главный внештатный психиатр министерства здравоохранения, заместитель главного врача по ОМР областной психиатрической больницы.

Свинарев М.Ю.

 

главный внештатный специалист по педиатрии и детской эндокринологии  министерства здравоохранения, заместитель главного врача по лечебной работе СОДКБ.

Скуфина О.А.

 

заместитель главного врача по ОМР ГУЗ Центра СПИД.

Елисеев Ю.Ю.

 

д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены и экологии СГМУ.

Дмитриева Н.В.

 

методист по биологии кафедры естественнонаучного образования ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Михайлина М.Ю.

 

к.с.н., профессор, заведующая кафедрой психологии ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Текучева Е.Н.      

                                

методист по начальному образованию кафедры дошкольного и начального образования  ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Рахманова Г.Ю.

 

начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения УФC Роспотребнадзора.

Петрова С.В.

 

заместитель начальника отдела организации профилактики и реабилитационной помощи детям  министерства здравоохранения.

Клещина Ю.В.

к.м.н., доцент кафедры общей гигиены и экологии СГМУ.



Маргарита ПАВЛОВА:

Начальник Центра здоровьесберегающих технологий, доцент кафедры социологии и психологии ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Психолог, физиолог. Преподаватель психологии и дисциплин здоровьесберегающей направленности. Научный сотрудник. Научный обозреватель. Автор статей и обзоров, научных разработок, учебных и методических пособий. Тренер. Контент-менеджер. Психолог-консультант. Супервизор.

15-летний стаж работы, авторские семинары, семинары-тренинги, тренинги, программы курсов повышения квалификации.
* резюме
* публикации
* книги


© 2002-2018 Маргарита Павлова
Rambler's Top100