Rambler's Top100

Маргарита Павлова

Здоровая школа. Сайт Маргариты Павловой

Здоровье школьников

Здоровьесберегающие технологии

Здоровый образ жизни

Программа «ОЗОЖ»

Мониторинг здоровья

Инклюзивное образование



Домашняя физиотерапия для всех!

Домашняя физиотерапия

КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Использование мониторинга в экологии, социологии, медицине, психологии, образовании достаточно подробно описано в отечественной и зарубежной литературе. Многочисленные системы мониторинга обладают некоторыми общими характеристиками, что дает возможность говорить о нем как целостном самостоятельном научно-практическом феномене. Различия в понимании его сущности, а также целеполагании и средствах осуществления отражают специфику и уровень разработанности проблем в каждой из областей применения. Выделяют несколько оснований для классификации его систем.

По области применения мониторинга

  • в экологии и биологии;
  • в медицине;
  • в психологии;
  • в экономике и бизнесе;
  • в политике, политологии и социологии;
  • в промышленности;
  • компьютеров и средств связи;
  • в образовании.

По способам сбора информации

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Виды мониторинга, в процессе осуществления которого возможно непосредственное описание  объекта мониторинга, не прибегая к каким-либо измерениям. (Например, мониторинг средств массовой информации, текущего законодательства, выборов).

Виды мониторинга, в процессе которого осуществляется непосредственное физическое измерение параметров объекта. (Например, мониторинг шума, уровня моря, налогов, коррозии металлов, компьютерных сетей, рынка продуктов).

Виды мониторинга, в ходе которого измерение параметров объекта проводится с использованием системы хорошо разработанных и общепринятых критериев или индикаторов. (Например, мониторинг воздуха, сердечной деятельности, доходов, почвенно-химический мониторинг).

Виды мониторинга, в процессе которого измерение проводится опосредованно, с привлечение  технологий научного исследования, с использованием системы критериев и показателей. (Например, мониторинг санитарно-гигиенический, социально-политический, социально-экономической ситуации). Именно к этой четвертой группе относится и мониторинг образовательных систем.

Применительно к социальным системам
можно выделить 4 вида мониторинга в зависимости от его целей:

Информационный

Базовый (фоновый)

Проблемный

Управленческий

Структуризация, накопление и распространение информации. Не предусматривает специально организованного изучения.

Выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления. За объектом мониторинга организуется достаточно постоянное слежение с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют.

Выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления. После того, как задача решена, он прекращает свое существование.

Имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений,  исследования эффекта влияния, когда задачей становится построение систем оценок для определения динамики, качества влияния внешних или внутренних факторов.

Виды мониторинга по основаниям экспертизы

Динамический: основанием для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.

Конкурентный: выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем.

Сравнительный: в качестве основания выступают результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня.

Комплексный: используется несколько оснований для экспертизы.

Безосновной: предметом анализа являются результаты, полученные в одном исследовании. Такой способ не может быть корректным, но существует, порождая массу ошибок и недоразумений.

Виды мониторинга по уровням управления

  • школьный;
  • районный;
  • областной (региональный);
  • федеральный.

Маргарита ПАВЛОВА:

Начальник Центра здоровьесберегающих технологий, доцент кафедры социологии и психологии ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Психолог, физиолог. Преподаватель психологии и дисциплин здоровьесберегающей направленности. Научный сотрудник. Научный обозреватель. Автор статей и обзоров, научных разработок, учебных и методических пособий. Тренер. Контент-менеджер. Психолог-консультант. Супервизор.

15-летний стаж работы, авторские семинары, семинары-тренинги, тренинги, программы курсов повышения квалификации.
* резюме
* публикации
* книги


© 2002-2018 Маргарита Павлова
Rambler's Top100