Rambler's Top100

Маргарита Павлова

Здоровая школа. Сайт Маргариты Павловой

Здоровье школьников

Здоровьесберегающие технологии

Здоровый образ жизни

Программа «ОЗОЖ»

Мониторинг здоровья

Инклюзивное образование



Домашняя физиотерапия для всех!

Домашняя физиотерапия

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК СРЕДСТВО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Следует выделить два направления психолого-педагогического сопровождения:
- актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка;
- перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.

Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов службы сопровождения. В деятельности службы сопровождения существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:

  • диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального);
  • реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности;
  • анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и развития и тех требований, которые она предъявляет к уровню развития ребенка.

В качестве организационной основы выступает запрос (социальный заказ) на услуги по сопровождению от родителей, педагогов, самих учащихся, либо иных заинтересованных лиц. Запрос может касаться диагностики развития ребенка, оказания детям психологической помощи в трудной жизненной ситуации, обучения социальным умениям, коррекции школьных навыков и др.

Юридической основой осуществления сопровождения ребенка является договор с родителями или лицами, их заменяющими.

Категории детей, нуждающихся в комплексном психолого-педагогическом сопровождении:
- дети, имеющие заключение городской ПМПК;
- дети с нарушениями интеллекта, с церебрастеническими явлениями;
- дети, подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;
- дети с проблемами общения;
- дети с пограничными психическими расстройствами;
- дети с психосоматическими заболеваниями и др.

Таким образом, психолого – педагогическая служба это одна из форм сопровождения интегрированного обучения. Так как в рамках работы службы появляется возможность разработать, проконтролировать, скорректировать индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для каждого ребёнка с особыми образовательными потребностями.

Проблемы организации, которые могут возникнуть при создании службы психолого-педагогического сопровождения на муниципальном уровне:

  • Отсутствие в образовательных учреждениях такой формы сопровождения ребенка с проблемами в обучении и развитии, как психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
  • Недостаток информации об услугах по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков (в СМИ, в образовательных учреждениях, Интернете).
  • Отсутствие методического банка эффективных программ психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и школьного возраста.
  • Отсутствие единых требований к развитию диагностической базы системы сопровождения, в том числе психологическому инструментарию, оформлению психолого-педагогических заключений.
  • Неразработанность механизма взаимодействия специалистов различных уровней сопровождения детей, отсутствие преемственности в работе с детьми, поступающими из детского сада в школу.
  • Недостаточно организованное информационное пространство по обмену опытом психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с проблемами обучения и поведения в образовательном учреждении.

Таким образом, психолого-педагогическая служба сопровождения это важная составляющая модели интегрированного обучения.  Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями имеет ряд отличительных черт:

  1. Увеличение числа сотрудников службы сопровождения, имеющих специализированную подготовку в области интегрированного образования;
  2. Приоритетным направлением сопровождения является не столько преодоление неуспешности в обучении, сколько решение проблем социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями;
  3. Наличие специализированного оборудования для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.)

Маргарита ПАВЛОВА:

Начальник Центра здоровьесберегающих технологий, доцент кафедры социологии и психологии ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Психолог, физиолог. Преподаватель психологии и дисциплин здоровьесберегающей направленности. Научный сотрудник. Научный обозреватель. Автор статей и обзоров, научных разработок, учебных и методических пособий. Тренер. Контент-менеджер. Психолог-консультант. Супервизор.

15-летний стаж работы, авторские семинары, семинары-тренинги, тренинги, программы курсов повышения квалификации.
* резюме
* публикации
* книги


© 2002-2018 Маргарита Павлова
Rambler's Top100