Rambler's Top100

Маргарита Павлова

Здоровая школа. Сайт Маргариты Павловой

Здоровье школьников

Здоровьесберегающие технологии

Здоровый образ жизни

Программа «ОЗОЖ»

Мониторинг здоровья

Инклюзивное образование

О ПРОБЛЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

http://mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки Российской Федерации пресс-служба от 10/12/2009

В настоящее время в государственных и мунициальных общеобразовательных учреждениях в обычных классах обучается более 142 тыс. детей-инвалидов, в коррекционных классах - более 147 тыс. детей (из них 28,4 тыс. умственно отсталых детей, 109,7 тыс. детей с задержкой психического развития, 9,4 тыс. детей с особенностями физического развития).

210,8 тыс. детей с особенностями в физическом и психическом развитии (незрячих, слабовидящих, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития и др.) обучается в специализированных коррекционных образовательных учреждениях. Более 44 тыс. ребят обучается на дому.

«Сегодня основной вопрос в сфере образования детей-инвалидов - это выбор родителей и самого ребёнка, где он будет обучаться. При этом мы должны создать условия, при которых любой такой выбор будет поддержан государством», - подчеркнул Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко на заседании коллегии Министерства. «При безусловном сохранении системы коррекционных школ мы должны особое внимание уделять развитию интегрированного образования. Как показывает опыт последних 20 лет, при совместном обучении, во-первых, здоровые ребята совершенно по-иному начинают относиться к детям с ограниченными возможностями, а во-вторых, для детей-инвалидов снимаются многие психологические барьеры для нормальной жизни в обществе», - отметил Андрей Фурсенко.

По мнению директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России Алины Левитской, перевод ребёнка-инвалида из коррекционного образовательного учреждения в обычную школу должен осуществляться только при создании всех необходимых условий: «Интеграция предполагает не механическое перемещение ребёнка-инвалида в обычную школу. В школе обязательно должны быть созданы условия для обучения ребят с различными особыми потребностями: безбарьерная среда, специально подготовленные педагоги, специальные учебные программы и учебники».

«Помимо общего образования также должна осуществляться профориентация ребят с учётом их интересов. Это существенно расширяет возможности ребят для включённости в жизнь общества», - отметила Алина Левитская.

Законодательство Российской Федерации в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В настоящее время в России для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует сеть специализированных образовательных учреждений. Она включает в себя прежде всего дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида и специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с тем в настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными, совместно со здоровыми детьми.

Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого-медико-педагогические комиссии, создаваемые на региональном и муниципальном уровнях. В целях совершенствования нормативного правового обеспечения их деятельности утверждено Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (приказ Минобрнауки России от 24 марта 2009 г. N 95).

Закон Российской Федерации «Об образовании» устанавливает гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) при решении вопроса о выборе образовательного маршрута для детей этой категории, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей в коррекционные образовательные учреждения или классы.

Маргарита ПАВЛОВА:

Начальник Центра здоровьесберегающих технологий, доцент кафедры социологии и психологии ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Психолог, физиолог. Преподаватель психологии и дисциплин здоровьесберегающей направленности. Научный сотрудник. Научный обозреватель. Автор статей и обзоров, научных разработок, учебных и методических пособий. Тренер. Контент-менеджер. Психолог-консультант. Супервизор.

15-летний стаж работы, авторские семинары, семинары-тренинги, тренинги, программы курсов повышения квалификации.
* резюме
* публикации
* книги


© 2002-2018 Маргарита Павлова
Rambler's Top100