Rambler's Top100

Маргарита Павлова

Здоровая школа. Сайт Маргариты Павловой

Здоровье школьников

Здоровьесберегающие технологии

Здоровый образ жизни

Программа «ОЗОЖ»

Мониторинг здоровья

Инклюзивное образование



Домашняя физиотерапия для всех!

Домашняя физиотерапия

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

По материалам статьи Н.Н. Малофеева
Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики (Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 1)

Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Описанный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум. Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в Российской Федерации интегрированное обучение получает все большее распространение, одновременно государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму инклюзии. Вместе с тем поспешное широкое внедрение инклюзии, попытки подмены системы специального образования тотальным совместным обучением, могут привести не к равенству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить адекватное образование, обеспечивающее продвижение в психическом и социально-культурном развитии.

Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. Простое перемещение ученика из специального образовательного учреждения, имеющего все необходимое (оборудование, а главное — штат квалифицированных специалистов), в неприспособленные для него общеобразовательный детский сад или школу не имеет ничего общего с интеграцией, соответствующей возможностям и особым потребностям ребенка.

Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, его право на качественное образование, в действительности, нарушается. В этом случае положение ребенка не только не улучшается, но ухудшается.

Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями.

Адепты инклюзии в числе основных преимуществ чаще всего упоминают о том, что в ее результате «включенный» ребенок успешно овладевает социальным опытом. Второе достоинство инклюзии состоит в том, что дети из окружения «включенного ребенка» становятся добрее и заботливее.

Что препятствует широкомасштабному введению подлинной интеграции/инклюзии?
1) Организация интегрированного/инклюзивного образования во всех субъектах Российской Федерации требует привлечения в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) и школы большого числа специалистов (логопедов, сурдопедагогов, тифлопедагогов). К сожалению, даже действующая сеть специальных ДОУ и школ обеспечена дефектологами с высшим образованием примерно на 20%. Наиболее благополучно дело обстоит в крупных городах, где эта проблема решена полностью.
2)    На территории страны неравномерно распределены специальные коррекционные учреждения и разнообразные центры, в которых могут получить коррекционную помощь дети с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и обучающиеся в массовых ДОУ и школах). В первую очередь — дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
3)    Терпимое (толерантное) отношение российского населения к детям-инвалидам находится на стадии формирования, психологическую неготовность части общества принимать этих детей полноправными членами следует учитывать. Вместе с тем проведенные исследования показывают, что отношение к инклюзивному обучению и педагогов, и родителей, и старшеклассников зависит от их реальной вовлеченности в этот процесс. Так, от 10 до 30% педагогов обычных массовых школ выступают против обучения в них детей с ограниченными возможностями здоровья, в то время как в массовых школах, уже работающих в режиме интеграции/инклюзии, ее противников менее 10%.

Что сделано? Учитывая высокую социальную значимость модернизации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, интеграция/инклюзия вошли в число приоритетных направлений исследований, проводимых Институтом коррекционной педагогики РАО.

Ведется работа, цель которой — создание системной модели совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников. Определен, обоснован и экспериментально проверен набор вариантов интеграции/инклюзии, позволяющих подобрать каждому ребенку с особыми образовательными потребностями доступную и полезную для его развития модель интеграции, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь.

Разрабатывая вариативные формы интеграции (инклюзии) и внедряя их в практику, поставлены следующие задачи:
- расширить охват нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка;
- обеспечить «особым» детям возможность интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;
- обеспечить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь;
- обеспечить педагогам, работающим с интегрированными детьми, постоянную и квалифицированную методическую поддержку.

Концепция интеграции (инклюзии) 2 Института коррекционной педагогики РАО предусматривает:
Раннее вмешательство. Раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни позволяет достигать принципиально иных результатов в развитии ребенка. От 15-20% до 100% интеллектуально сохранных детей, имеющих разные отклонения в развитии, способны, благодаря ранней коррекционной помощи, впоследствии успешно обучаться в массовой школе.
Обеспечение медико-психолого-педагогическим сопровождением каждого интегрированного ребенка. Даже при достижении высокого уровня психофизического и речевого развития, позволяющего ребенку обучаться в массовых ДОУ и школах, у него сохраняются особые образовательные потребности, связанные с тем или иным отклонением в развитии, которые должны быть удовлетворены.
Подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом уровня его психофизического и речевого развития. Та или иная модель интеграции (инклюзии) должна быть доступна и полезна ребенку, при этом она не должна препятствовать получению качественного образования нормально развивающимся детям.

Уровень психического развития детей с одним и тем же первичным нарушением может существенно различаться, поскольку биологическое неблагополучие ребенка (нарушение слуха, зрения, центральной нервной системы и др.) служит лишь первичной предпосылкой нарушения - его взаимодействия с окружающим миром. Вызванные первичным нарушением вторичные отклонения в психическом развитии могут быть в значительной степени предупреждены и преодолены посредством обучения — специально организованного и особым образом устроенного. Учитывая значительную вариативность индивидуальных уровней развития детей, требовалось предусмотреть соответствующий набор моделей интеграции — от полной и постоянной до минимальной и эпизодической.

В ходе научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы разработаны, апробированы и описаны различные формы инклюзии, позволяющие интегрировать практически всех детей, но при этом доля интеграции дозируется. Предлагаемые модели интеграции (инклюзии) не требуют значительных финансовых затрат. В рекомендуемых вариантах обосновывается: полезна ли данная форма интеграции конкретному ребенку; какие учреждения могут ее обеспечить; правила комплектования групп и классов; дозировка времени интеграции; содержание и характер совместной деятельности детей; штат специалистов, участвующих в процессе обучения и воспитания; где и кем оказывается специальная педагогическая помощь; механизм взаимодействия массовых и специальных педагогов.

Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими — традиционными и инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Интеграция/инклюзия — «детище» специальной педагогики, так как «включенный» в общеобразовательную среду ребенок-инвалид остается под ее патронатом: он либо учится в специальном классе (группе) при массовом учреждении, воспитывается в смешанной дошкольной группе, либо, учась в обычном классе (группе), обязательно получает коррекционную помощь. Интеграция/инклюзия сближают две образовательные системы — общую и специальную, делая границу между ними проницаемой. Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

Веру в то, что интеграция/инклюзия в ближайшее время станут для Российской Федерации не экспериментом, но массовой практикой, вселяет и ратификация нашей страной Конвенции ООН о правах инвалидов (сентябрь 2008), и то, что новый 2009/10 учебный год Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев открыл в столичной школе, работающей в рамках инновационной программы «Инклюзивное образование».

 

Маргарита ПАВЛОВА:

Начальник Центра здоровьесберегающих технологий, доцент кафедры социологии и психологии ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Психолог, физиолог. Преподаватель психологии и дисциплин здоровьесберегающей направленности. Научный сотрудник. Научный обозреватель. Автор статей и обзоров, научных разработок, учебных и методических пособий. Тренер. Контент-менеджер. Психолог-консультант. Супервизор.

15-летний стаж работы, авторские семинары, семинары-тренинги, тренинги, программы курсов повышения квалификации.
* резюме
* публикации
* книги


© 2002-2018 Маргарита Павлова
Rambler's Top100