Rambler's Top100

Маргарита Павлова

Здоровая школа. Сайт Маргариты Павловой

Здоровье школьников

Здоровьесберегающие технологии

Здоровый образ жизни

Программа «ОЗОЖ»

Мониторинг здоровья

Инклюзивное образование



Домашняя физиотерапия для всех!

Домашняя физиотерапия

ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Этот показатель отражается на индивидуальном уровне и характеризует возможность личности в успешной самореализации и эффективной жизнедеятельности.

Каким должно быть в целом общее образование, чтобы обеспечить высокое качество здоровья подрастающего поколения? Один из возможных ответов на этот вопрос можно найти в национальной инициативе «Наша новая школа».

В ней выделено 5 ключевых направлений развития Российского образования, среди них  – здоровье школьников.

В документе отмечено… «Именно  в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги.»

Как уже отмечалось, при установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников.

Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе.

Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание  заботиться  о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе  учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни

С чем же связано столь пристальное внимание к проблеме здоровья школьников со стороны государства?

Повышают актуальность проблем охраны здоровья учащихся негативные тенденции, характеризующиеся ростом заболеваемости детей в процессе обучения. Большинство специалистов отмечают, что в целом число детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает более чем в полтора раза. Известно, что частота нарушений здоровья возрастает в периоды наиболее существенных изменений условий обучения: при поступлении в школу (1-й класс), переходе к предметному обучению (5-й класс) и на третью ступень школы (10-й класс). Установлено, что заболеваниям в эти периоды нередко предшествует выраженная эмоционально-стрессовая реакция, возникающая в связи с необходимостью приспосабливаться к новым микросоциальным условиям. Нарушения здоровья учащихся часто имеют дезадаптационный генез.

По мнению большинства исследователей данной проблемы именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие тревоги и опасения.

Так, например, за последние 5 лет первичная заболеваемость детей увеличилась в среднем по стране на 12%, подростков - на 35%. Частота онкологических заболеваний возросла на 14%, болезней эндокринной системы - на 29,8%, болезней крови - на 36,2%, астмы - на 43%, болезней органов пищеварения - на 22,6%.

Дискуссионным является вопрос физического развития подрастающего поколения. Исследователи отмечают, что сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад в росте, окружности грудной клетки, динамометрии. Сравнительный анализ параметров физического развития старшеклассников, обучавшихся в 2003-2005 гг, 1996-1999 гг., и 1985-1987 гг., свидетельствует о снижении среднепопуляционного показателя массы тела, возрастании на 10-13% числа лиц, имеющих астеническое телосложение, уменьшение роста на 0,5-1,5 см, окружности грудной клетки - на 4,5-8,5 см. Установлен регресс силовых возможностей по динамометрии правой кисти на 2,7-4,9 кг. Это говорит о заметной физической деградации юного поколения за прошедшие годы. Ряд исследователей объясняют эту тенденцию снижением физической нагрузки на человека, однако часть авторов отмечают серьезные эволюционные изменения популяции человека.

Статистика показывает, что в России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с 28,3% до 6,3%. Соответственно, с 40% до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания.

Не менее тревожные цифры показаны исследователями и в Саратовской области.

В последние годы в мире одной из ведущих медико-социальных проблем стала проблема распространения среди детей и подростков употребления наркотиков и все более раннего приобщения к ним. По данным Минздрава РФ, в последние годы отмечается неуклонный рост числа детей, как младшего, так и старшего подросткового возраста, употребляющих наркотики. Крайне тревожным является то, что среди детей до 14 лет за пятилетний период частота впервые выявленной наркомании возросла в 20 раз, токсикоманий в 15. Таким образом, в нашей стране за последние годы сформировалась устойчивая тенденция к росту распространения среди подростков вредных привычек, сопряженных с риском для здоровья.

Оценивая сложившуюся ситуацию, необходимо подчеркнуть, что серьезную долю ответственности за нее несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов - педагогов. За период обучения в школе показатели здоровья ухудшаются. Можно выделить две группы причин, обуславливающих, со стороны системы образования, эту тенденцию.

  • Во-первых, организация и условия проведения учебного процесса в целом оказывают неблагоприятное воздействие, как на физическое, так и на психическое здоровье учащихся.
  • Во-вторых, школа в явно недостаточной степени решает свою образовательную задачу в этой сфере: знания, умения и навыки подростков по вопросам здоровья, их мотивация на ведение здорового образа жизни находятся на низком уровне, что является одной из предпосылок неблагополучия.

Снизить факторы риска по проблеме здоровья школьников призвана региональная программа «Основы здорового образа жизни» (в дальнейшем «ОЗОЖ»), реализующаяся на территории Саратовской области с 2000г. ПОДРОБНЕЕ>>

Одним из обязательных условий реализации в области программы «ОЗОЖ» является проведение мониторинга ее эффективности. ПОДРОБНЕЕ>>

Мониторинг эффективности «ОЗОЖ» - одно из направлений мониторинга охраны здоровья детей. ПОДРОБНЕЕ>>

НОВОСТИ

Объявление о проведении III саратовского медико-психолого-педагогического форума 11 октября 2014г.

Подробнее »»

Дорогие саратовцы и жители области!

С 1 октября 2014 года начинает свою работу городской лекторий «Школа жизни». Приглашаем всех желающих!

Подробнее »»


Архив новостей




© 2002-2018 Маргарита Павлова
Rambler's Top100